Кафедра молекулярной биологии с курсом общей химии и биохимии
№ |
ФИО сотрудника кафедры (полностью) |
Должность |
Ученая степень |
Научные интересы |
Наименование, адрес клинической базы, № кабинета |
1 |
Тулегенова Гульмира Умирзаковна |
Зав. курсом, старший преподаватель |
к.х.н. |
Исследование физико-химических свойств поликомплексовметацида |
Абылай хана проспект, 51/53 |
2 |
Тулеева Гульмира Туреказиевна |
Завуч,старший преподаватель |
магистр |
Особенности влияния витаминов на организм |
Абылай хана проспект, 51/53 |
3 |
Сагындыкова Талшын Сагындыковна |
Старший преподаватель |
магистр |
Ауыр металдардың белоктар мен ферменттерге әсері |
Абылай хана проспект, 51/53 |
4 |
Мырзахмет Рамазан Бейбитович |
Преподаватель |
магистр, преп |
Исследование биологической активности трутневого расплода |
Абылай хана проспект, 51/53 |
5 |
Нугманова Айнур Алгажиевна |
Преподаватель |
Магистр, преп |
Разработка и способы получение новых нефтяных битумных эмульсии |
Абылай хана проспект, 51/53 |
6 |
Қанағат Батима |
Преподаватель |
магистр, преп |
Акрил амидтың метакрил сополимерлерінің алыну әдістері және қолданылуы |
Абылай хана проспект, 51/53 |
7 |
Мырзахметова Ботагоз Бейбитовна |
Преподаватель |
PhD, ст. преп |
Исследование биологической активности трутневого расплода |
Абылай хана проспект, 51/53 |
8 |
Толеген Гауһар Амантаевна |
Преподаватель |
к.х.н, ст. преп |
Исследование биологической активности трутневого расплода |
Абылай хана проспект, 51/53 |
9 |
Абдулина Елнур Кайповна |
Преподаватель |
магистр, преп |
Исследование биологической активности трутневого расплода |
Абылай хана проспект, 51/53 |
Кафедра молекулярной биологии и медицинской генетики с курсами химии была организована в 1992 году. С момента основания «курс молекулярной биологии и медицинской генетики» был в составе кафедре «патологической физиологии» под руководством заведующей кафедры д.м.н. профессора Куриловой Д.Е. и заведующей курса Аманжоловой Л.Е.
- В 2015-2016 годы кафедра отделилась, заведующей была назначена .д.б.н. доцент Тунгушбаева З.Б.
- В 2016-2017 годы курс «молекулярной биологии и медицинской генетики» был объединен с курсами «общей химии и биохимии» и «информатики, математики, физики» в кафедру «фундаментальных медицинских дисциплин »
- В 2017-2018 годы курс «информатики, математики, физики» отделился. Оставшиеся курсы «молекулярной биологии и медицинской генетики» и «общей химии и биохимии» объединились в кафедру «молекулярной биологии и медицинской генетики с курсами химии».
- В 2018-2019 годы кафедра стала называться кафедрой «Молекулярной биологии и медицинской генетики с курсами общей химии и биохимии». На данный момент она распологается по адресу Абылай хана 51/53.Общая площадь кафедры- 210 м2., 11 учебных комнат, в том числе учебная площадь –210 м2
С 2019 года она была переименована в кафедру «Молекулярной биологии с курсами общей химии и биохимии».
Одно из главных направлений работы кафедры – строгое выполнение учебной нагрузки, правил внутреннего распорядка, постоянное обновление содержания и технологий изучения дисциплин, внедрение тренингов, деловых игр, круглых столов и др.
На кафедре обучаются студенты следующих факультетов: Общая медицина, Стоматология, Общественное здравоохранение, Фармация.
Студентам этих факультетов лекцию читает профессоры, доценты и ст. преподаватели, ведение практических занятий в группах распределено между преподавателями равномерно, соответственно педагогической нагрузке. ППС выполняют педагогическую нагрузку на 100%. В чтении лекции и проведении практических занятий применяются инновационные методы, такие как мультимедийные технологии, внутригрупповое взаимодействие, мозговой шторм.
В настоящее время на кафедре проводится работа к публикации учебных пособий по следующим дисциплинам: Молекулярная биология и медицинская генетика на каз. и рус. яз., Основы медицинской паразитологии на каз. и рус. языках., Биохимия на английском языке, Общая химия.
ППС кафедры опубликовали следующие учебные материалы:
1.Тунгушбаева З.Б. «Цитология және гистология негіздері», учебник, 2015 г.
2.ЕрмековаС.А. «Молекулярная биология», монография, 2016 г.
3.Тунгушбаева З.Б. «Цитология және гистология» учебное пособие для лаб.зан.,2017г.
4.Джайнакбаев Н.Т., Ермекова С.А. «Медицинская генетика» учебник, 2021 г.
В этом году кафедрой проведено:
А. 10 декабря 2020 г. Студенческая научно-практическая конференция на тему «Эндемичные заболевания, характерные для Казахстана: вирусные, паразитарные, бактериальные». Опубликован электронный вариант сборника материалов конференции.
Б. 9.04.2021 г. Викторина межвузовская по генетике и молекулярной биологии, посвящённая 30 летию независимости Казахстана и 115 — летнему юбилею академика Г.З. Бияшева.
Весной в 2021 году сотрудники кафедры участвовали в конкурсе на грантовое финансирование научных, научно-технических проектов КРМУ по теме «Исследование биохимических свойств трутневого гомогената с получением профилактических апипродуктов на его основе» (Аралар аталық дернәсілі гомогенатының биохимиялық қасиеттерін зерттеу негізінде профилактикалық апипродукталар алу). Опубликована одна статья.
1.Исследование способов получения и стабилизации трутневого расплода продукта пчеловодства. / Materials of the VI International Scientific-Practical Conference «Quality Management: Search and Solutions» 11. 25-27, 2020 Volume II – Р. 309-313. Los Angeles (CA, USA).
А также, сторудники кафедры по просьбе ТОО «ВВ Partners» организовали исследование по определению содержания сублимированного кобыльего молока «NEO saumal» и его использованию для реабилитации и профилактики после COVID-19 во время нынешней пандемии.
1. Бие сүті дәрумендерінің адамның иммундық жүйесіне әсерін талдау. /MATERIALS OF THE XVI INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE AREAS OF SCIENTIFIC THOUGHT- 2020/2021. December 30, 2020 — January 7, 2021 Volume 6. – P. 255 – 259.
2. Исследования биологически ценных компонентов сухого сублимированного кобыльего молока и применение для реабилитации больных перенесших COVID-19 (статья сдана для публикации в журнале базе Скопус).
На кафедре проводится научная работа согласно теме НИР КРМУ «Центр развития ПМСП», по подтеме «Действие экологических факторов на организм животных».
На кафедре проводятся кружки: «Биолог» и «Химик». Ежегодно члены кружков участвуют в студенческих научных конференциях с докладами и награждаются призовыми местами.
На кафедре ежегодно в начале учебного процесса согласно перспективному плану составляется план ПК. С целью совершенствования педагогического мастерства сотрудники «КРМУ» постоянно повышают свою квалификацию через повышение квалификации, принимают участие в семинарах, мастер классах, и др.
1. Биохимияэто целая наука которая изучает, во-первых, химический состав клеток и организмов, а во-вторых, химические процессы, которые лежат в основе их жизнедеятельности. Термин был введён в научную среду в 1903 году химиком из Германии по имени Карл Нойберг.
Цель дисциплины: Целью освоения дисциплины «Биохимия» является приобретение знаний о структуре и свойствах химических соединений, входящих в состав живых организмов, об основных закономерностях биохимических процессов и механизмах регуляции обмена веществ. Овладеть методами и навыками работы на приборах и оборудовании, используемых в биохимических лабораториях как научно- исследовательского, так и производственного профиля.
Задачи обучения
изучение основных разделов современной биохимии, а именно: общие структурные, физические и химические свойства основных классов биомолекул; функции биомолекул в клетке, ферментативную кинетику; клеточный метаболизм и регуляцию биохимических процессов; механизмы действия ферментов и их роль в обменных процессах; реакции обмена веществ в тканях человека, животных и растений; основные понятия и определения в области биохимии, основные методы биохимических исследований.
Результаты обучения
1. должен знать:
- биохимию белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, минеральных веществ и витаминов и гормонов;
- сущность химических превращений, происходящих в организмах, механизмы их регуляции и их роль в обеспечении жизнедеятельности организма;
- методы теоретических и экспериментальных исследований.
2. должен уметь:
- самостоятельно приобретать новые знания по данной дисциплине, анализировать их, применять полученные знания на практике и при изучении других дисциплин;
- самостоятельно проводить эксперименты по заданной схеме, используя лабораторное оборудование и приборы;
- анализировать полученные экспериментальные данные.
3. должен владеть:
- навыками работы на приборах и оборудовании, используемых в биохимических лабораториях (спектрофотометры, фотоэлектроколориметры, центрифуги);
- методами качественного и количественного анализа нуклеиновых кислот, белков, жиров, углеводов, витаминов и гормонов в биологическом материале.
2. Химия является фундаментальной дисциплиной об окружающем мире, научная составляющая которой базируется на основных понятиях «вещество» и «реакция», в соответствии с требованиями о подготовке специалистов по разным направлениям входит в базовую часть математического, естественно-научного цикла структуры основной образовательной программы (ОП).
Цель дисциплины:Целью освоения дисциплины «Химия» является формирование у студентов целостного физико химического, естественнонаучного подхода к изучению человеческого организма, а также обоснование химических и физико- химических аспектов важнейших процессов и различных видов реакций, происходящих в живом организме.
Задачи обучения
- Сформировать понимание основ химической термодинамики и связи химической энергии с другими видами энергии применительно к живым системам;
- Сформировать представление о взаимосвязи строения и химических свойств основных классов природных органических соединений и биополимеров;
- Научить применять физико химические закономерности к описанию биохимических процессов, возникающих в организме;
- Сформировать понятие о взаимосвязи между химическим составом, строением, свойствами и биологической активностью веществ, в том числе органических компонентов живых организмов и лекарственных препаратов;
- научить навыкам работы с литературой и электронными базами данных.
Результаты обучения
1. должен знать:
- важнейшие теоретические положения химической термодинамики, 1 и 2 начала термодинамики;
- основные способы выражения состава раствора;
- коллигативные свойства растворов, их роль в организме;
- теорию строения атомов и молекул, координационную теорию строения комплексных соединений, химию биогенных элементов;
- сущность кислотно- основного равновесия и функцию буферных систем организма;
- теорию окислительно — восстановительных процессов;
- физико- химические закономерности поверхностных явлений, структуру и свойства биологических мембран и дисперсных систем живого организма;
- природу и особенности физико- химических свойств высокомолекулярных соединений (ВМС) и биополимеров;
- правила классификации и номенклатуры органических соединений;
- типы и механизмы химических реакций;
- возможные пути преобразования функциональных групп и важнейших классов органических соединений;
- взаимосвязь особенностей строения и химических свойств органических соединений с их биологической активностью;
- роль биорегуляторов и биополимеров в процессах жизнедеятельности.
2. должен уметь:
- применять правила техники безопасности при работе в химических лабораториях, использовать химическую посуду, основные приборы и методы физико- химических измерений, необходимых в медицинской практике;
- рассчитывать молярную, моляльную концентрацию, молярную концентрацию эквивалента, массовую долю растворенного вещества, титр раствора и тепловые эффекты химических реакций;
- проводить потенциометрическое измерение pH, хроматографический анализ;
- определить величину адсорбции, порог коагуляции, степень набухания биополимеров, относительную молекулярную массу низкомолекулярных веществ по криометрическим данным и ВМС по вискозиметрическим данным;
- получать коллоидные растворы и исследовать их свойства;
- классифицировать органические соединения по строению углеводного скелета и природе функциональных групп;
- использовать правила номенклатуры химических соединений;
- связывать биологические функции органических молекул с их строением и реакционной способностью;
- качественно определить ненасыщенные соединения, аминокислоты, моносахариды, наличие в молекуле пептидной связи, функциональных групп;
- прогнозировать химическое поведение органических соединений в определенных условиях окружающей среды на основании знания теоретических основ органической химии.
3. должен владеть:
- приготовление растворов заданной концентрации, определения плотности и pH растворов;
- приготовления буферных растворов с заданным значением pH, определения буферной емкости;
- проведения качественных реакций на катионы и анионы биогенных элементов, а также функциональные группы важнейших классов химических соединений.
3. Неорганическая химия первая базовая ступень после курса химии средней школы. Изучает химические элементы и образуемые ими простые и сложные вещества (кроме органических соединений). Обеспечивает создание материалов новейшей техники. Число известных на 2013 г. неорганических веществ приближается к 500 тысячам.
Цель дисциплины:Основной целью преподавания этой дисциплины на фармацевтическом факультете является изучение законов и понятий химии, номенклатуры неорганических соединений, строения атома, теории химической связи, свойств растворов, а также химии элементов в соответствии с их положением в периодической системе элементов Д.И. Менделеева, их роли в биологических процессах и в лекарственных препаратах.
Задачи обучения неорганической химии является изучение:
- современных представлений об электронном строении атомов и молекул;
- теорий химической связи в соединениях различных типов;
- строения веществ в различных агрегатных состояниях;
- основных закономерностей протекания химических процессов с целью оптимизации условий для их практической реализации;
- методов описания химических равновесий в растворах электролитов;
- особенностей строения и свойств координационных соединений;
- закономерностей изменения свойств веществ от положения составляющих их элементов в Периодической системе;
- важнейших метода в исследования структуры и свойств неорганических веществ;
- современных тенденций развития неорганической химии и неорганического материаловедения.
Результаты обучения
1. должен знать:
- Основные химические законы и понятия (вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие), терминологию дисциплины.
- Общие сведения о химическом элементе (название, химический символ, относительная атомная масса).
- Положение химического элемента в Периодической системе (порядковый номер, период, группа, подгруппа).
- Строение атома элемента (заряд ядра; число протонов и нейтронов в ядре; число электронов; их распределение по энергетическим уровням, подуровням и атомным орбиталям — формула электронной конфигурации).
- Свойства простого вещества, образуемого данным элементом (металл, неметалл, агрегатное состояние при обычных условиях, тип химической связи в веществе).
- Высший оксид и соответствующий ему гидроксид (формулы, валентность и степень окисления элемента в соединении), их кислотно-основные свойства.
- Водородное соединение (формула, валентность и степень окисления элемента в соединении); другие соединения элемента (формулы, катионная или анионная форма).
- Суть химических процессов, которые сопровождаются возникновением электрического тока или вызываются электрическим током.
- Основные правила охраны труда и техники безопасности при работе в химической лаборатории;
2. должен уметь:
- называть неорганические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
- пользоваться периодической системой элементов Д.И.Менделеева;
- решать качественные и расчетные задачи применительно к материалу программы;
- анализировать самостоятельные разделы учебной программы, пользоваться учебной основной и дополнительной литературой по дисциплине;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Internet); использовать компьютерные методы для обработки результатов химических опытов и передачи химической информации.
3. должен владеть:
- методами проведения простых химических измерений по определению химических свойств и характеристик неорганических соединений,
- способами безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- теоретическими методами описания свойств простых и сложных веществ на основе их положения в Периодической системе химических элементов;
4. Медицинская химия является фундаментальной дисциплиной об окружающем мире, научная составляющая которой базируется на основных понятиях «вещество» и «реакция», в соответствии с требованиями о подготовке специалистов по разным направлениям входит в базовую часть математического, естественно-научного цикла структуры основной образовательной программы (ОП).
Цель дисциплины:Целью освоения дисциплины «Медицинская химия» является формирование у студентов целостного физико химического, естественнонаучного подхода к изучению человеческого организма, а также обоснование химических и физико- химических аспектов важнейших процессов и различных видов реакций, происходящих в живом организме.
Задачи обучения
- Сформировать понимание основ химической термодинамики и связи химической энергии с другими видами энергии применительно к живым системам;
- Сформировать представление о взаимосвязи строения и химических свойств основных классов природных органических соединений и биополимеров;
- Научить применять физико химические закономерности к описанию биохимических процессов, возникающих в организме;
- Сформировать понятие о взаимосвязи между химическим составом, строением, свойствами и биологической активностью веществ, в том числе органических компонентов живых организмов и лекарственных препаратов;
- научить навыкам работы с литературой и электронными базами данных.
Результаты обучения
1. должен знать:
- важнейшие теоретические положения химической термодинамики, 1 и 2 начала термодинамики;
- основные способы выражения состава раствора;
- коллигативные свойства растворов, их роль в организме;
- теорию строения атомов и молекул, координационную теорию строения комплексных соединений, химию биогенных элементов;
- сущность кислотно- основного равновесия и функцию буферных систем организма;
- теорию окислительно — восстановительных процессов;
- физико- химические закономерности поверхностных явлений, структуру и свойства биологических мембран и дисперсных систем живого организма;
- природу и особенности физико- химических свойств высокомолекулярных соединений (ВМС) и биополимеров;
- правила классификации и номенклатуры органических соединений;
- типы и механизмы химических реакций;
- возможные пути преобразования функциональных групп и важнейших классов органических соединений;
- взаимосвязь особенностей строения и химических свойств органических соединений с их биологической активностью;
- роль биорегуляторов и биополимеров в процессах жизнедеятельности.
2. должен уметь:
- применять правила техники безопасности при работе в химических лабораториях, использовать химическую посуду, основные приборы и методы физико — химических измерений, необходимых в медицинской практике;
- рассчитывать молярную, моляльную концентрацию, молярную концентрацию эквивалента, массовую долю растворенного вещества, титр раствора и тепловые эффекты химических реакций;
- проводить потенциометрическое измерение pH, хроматографический анализ;
- определить величину адсорбции, порог коагуляции, степень набухания биополимеров, относительную молекулярную массу низкомолекулярных веществ по криометрическим данным и ВМС по вискозиметрическим данным;
- получать коллоидные растворы и исследовать их свойства;
- классифицировать органические соединения по строению углеводного скелета и природе функциональных групп;
- использовать правила номенклатуры химических соединений;
- связывать биологические функции органических молекул с их строением и реакционной способностью;
- качественно определить ненасыщенные соединения, аминокислоты, моносахариды, наличие в молекуле пептидной связи, функциональных групп;
- прогнозировать химическое поведение органических соединений в определенных условиях окружающей среды на основании знания теоретических основ органической химии.
3. должен владеть:
- приготовление растворов заданной концентрации, определения плотности и pH растворов;
- приготовления буферных растворов с заданным значением pH, определения буферной емкости;
- проведения качественных реакций на катионы и анионы биогенных элементов, а также функциональные группы важнейших классов химических соединений.
5. Органическая химия Органическая химия изучает строение и химические свойства важных классов органических соединений, групп природных биологически активных соединений, а также биополимеров и их структурных компонентов, что служит платформой для восприятия медикобиологических и фармацевтических знаний на молекулярном уровне.
Цель дисциплины:Целью освоения дисциплины «Органическая химия» является формирование системных знаний о закономерностях в химическом поведении основных классов органических соединений, во взаимосвязи с их строением для использования этих знаний в качестве основы при изучении процессов, протекающих в живом организме.
Задачи обучения
- основные закономерности строения, свойств и взаимных превращений различных классов органических соединений;
- основные концепции теоретической органической химии;
- современные методы определения состава и строения органических соединений;
- реакционную способность органических веществ.
Результаты обучения
1. должен знать:
- принципы классификации и номенклатуры основных классов органических соединений; типы изомерии органических веществ;
- способы получения и реакционную способность представителей важнейших классов органических соединений;
- химические и физические методы идентификации органических соединений;
- правила работы с органическими веществами
2. должен уметь:
- на основании строения веществ относить их к определенным классам;
- составлять названия органических соединений с использованием номенклатурных правил ИЮПАК, строить структурные формулы веществ по их названиям;
- изображать структурные и пространственные формулы изомеров, называть последние с использованием D,L-, R,S- и E,-Z номенклатурных систем;
- определять характер распределения электронной плотности в молекулах с учетом действия электронных эффектов;
- предсказывать способы получения и химические свойства соединений, исходя из их строения;
- устанавливать строение веществ исходя из химических свойств и спектральных характеристик;
- описывать в общем виде и на конкретных примерах механизмы радикального, электрофильного и нуклеофильного замещения;
- выполнять качественные реакции на функциональные группы;
3. должен владеть:
- прогнозировать физико-химические превращения лекарственных веществ в процессе их обращения и хранения;
- интерпретировать результаты анализа, причины недоброкачественности лекарственных средств, указывать пути исключения их возможной недоброкачественности;
- проводить экспериментальные работы с применением химической посуды и оборудования;
- выбирать оптимальные пути синтеза заданных органических соединений;
- находить и использовать синтетическую информацию для решения синтетических задач;
- обеспечивать экологическую безопасность производства и применения лекарственных средств.
6. Аналитическая химияявляется наукой о методах изучения качественного и количественного состава веществ. В последнее время широко внедряются физикохимические экспериментальные методы исследования, отличающиеся скоростью и высокой чувствительностью это хроматография, полярография, потенциометрия и другие.
Цель дисциплины: Целью освоения дисциплины «Аналитическая химия» является получение студентами базового образования по всем аспектам современной аналитической химии, разрабатывающей на основе фундаментальных законов физики и химии принципиальные методы и приемы установления качественного и количественного состава различных объектов и обеспечения контроля технологических процессов. Предметом аналитической химии является теория и практика методов анализа, включающая оценку полученных результатов.
Задачи обучения
- Выяснение природы вещества (органическое или неорганическое);
- Установление формы нахождения отдельных составляющих (ионы, молекулы, атомы) и степени окисления элементов;
- Определение состава и содержания главного (основного) компонента и посторонних в нем примесей, а также микропримесей в особо чистых технических объектах;
- Установление формулы неизвестного соединения;
- Установление структурных элементов и строения соединения.
Результаты обучения
1. должен знать:
- знать метрологические основы аналитической химии;
- характерные качественные реакции определения катионов, анионов, реакции гидролиза, окисления, возобновление и ионный обмен;
- ход анализа смеси катионов или анионов;
- основные методы количественного анализа: весовой и объемный;
- основные принципы и формулы вычислений в весовом и титрометрическом анализе;
- способы приготовления растворов различных концентраций.
2. должен уметь:
- обосновывать связь химико-аналитических свойств ионов с положением элементов в Периодической системе, для органических веществ с наличием в них функциональных групп;
- на основе теоретических знаний оценить возможности методов, обоснованно выбрать метод, схему анализа для решения конкретной практической задачи;
- овладеть навыками работы с основным аналитическим оборудованием, посудой и реактивами;
- провести эксперимент и математически обработать его результаты с применением вычислительной техники.
- выполнять качественные реакции выявления катионов или анионов; приготовление растворов различных концентраций, взвешивать на технических и аналитических весах;
3. должен владеть:
- техникой химических экспериментов, проведения пробирочных реакций, навыками работы с химической посудой и простейшими приборами;
- техникой экспериментального определения рН растворов при помощи индикаторов и приборов;
- простейшими операциями при выполнении качественного и количественного анализа веществ;
- техникой работы на физических приборах, используемых для качественного и количественного анализа (фотоколориметр, спектрофотометр, рН-метр, кулонометр, амперометрическая установка и др.);
- навыками по проведению систематического анализа неизвестного соединения;
- методами статистической обработки экспериментальных результатов.
7. Физическая и коллоидная химия является базовой частью химических дисциплин необходимой для современной теоретической подготовки, практической деятельности провизора.
Цель дисциплины:
- Подготовить обучающихся к овладению основами дисциплин, изучаемых при подготовке профессиональных кадров в области фармации (и по другим специальностям, связанным с использованием различных физико-химических процессов) с учетом их дальнейшей профессиональной деятельности.
- Способствовать формированию естественнонаучного мировоззрения, пониманию основных закономерностей различных физико-химических, биологических и иных явлений природы и технологических процессов.
- Овладение обучающимися физико-химических основ прогнозирования, разработки, контроля, оптимизации различных технологических процессов, особенно при получении, контроле качества, хранении, применении фармацевтических препаратов и лечебных средств.
Задачи обучения
- раскрыть механизм химических процессов;
- осуществлять контроль химических и коллоидно-химических процессов; осуществлять управление процессами на ранних технологических стадиях производства;
- овладеть методами исследования и приобрести навыки экспериментальной работы на современном лабораторном оборудовании.
Результаты обучения
1. должен знать:
- цель и задачи физической и коллоидной химии, способы их решения;
- основные законы физики и химии, физико-химические явления и закономерности, используемые в физической и коллоидной химии;
- метрологические требования при работе с физико-химической аппаратурой;
- правила техники безопасности работы в химической лаборатории и с физической аппаратурой;
- растворы и процессы, протекающие в водных растворах;
- основные начала термодинамики, термохимии, включая роль и значение термодинамических потенциалов, следствия из закона Гесса;
- химическое равновесие, способы расчета констант равновесия фазовые равновесия; Основы физико-химического анализа;
- свойства разбавленных растворов; растворы электролитов; электродные потенциалы и электродвижущие силы;
- кинетика химических реакций. Катализ; физико-химические основы поверхностных явлений и дисперсных явлений; влияние различных факторов на деструкцию лекарственных веществ;
- способы расчета сроков годности, периода полупревращения лекарственных веществ;
- возможности использования поверхностных явлений для приготовления лекарственных форм;
- основы фазовых и физических состояний полимеров, возможности их изменений с целью использования в медицине, фармации;
- основные свойства высокомолекулярных веществ;
2. должен уметь:
- самостоятельно работать с учебной и справочной литературой по физической и коллоидной химии;
- пользоваться основными приемами и методами физико-химических измерений; работать с основными типами приборов, используемых в физической и коллоидной химии; рассчитывать термодинамические функции состояния системы, тепловые эффекты химических процессов; рассчитывать константы равновесия, равновесные концентрации реагентов, равновесный выход продуктов реакции, степень превращения исходных веществ; смещать равновесия в растворах;
- собирать простейшие установки для проведения лабораторных исследований.
- табулировать экспериментальные данные, графически представлять их, интерполировать, экстраполировать для нахождения искомых величин;
- измерять физико-химические параметры растворов;
- проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных в физико-химических экспериментах;
- обрабатывать, анализировать и обобщать результаты физико-химических наблюдений и измерений;
- применять полученные знания при изучении аналитической, фармацевтической химии, фармакогнозии, фармакологии, токсикологии, технологии лекарств.
3. должен владеть:
- методами статистической обработки экспериментальных результатов Физико химических исследований;
- методикой оценки погрешностей физико-химических измерений;
- методами колориметрии, поляриметрии, потенциометрии, спектрофотометрии, рефрактометрии, криометрии, хроматографии;
- навыками интерпретации рассчитанных значений термодинамических функций с целью прогнозирования возможности осуществления и направления протекания химических процессов;
- техникой проведения основных физико-химических экспериментов;
- техникой экспериментального определения рН растворов при помощи индикаторов и приборов;
- физико-химическими методами анализа веществ, образующих истинные растворы и дисперсные системы;
- навыками приготовления, оценкой качества, способами повышения стабильности дисперсных систем;
- навыками проведения научных исследований для установления взаимосвязи физико-химических свойств и фармакологической активности.

Тунгушбаева Зина Байбагусовна
Кафедра: Молекулярной биологии с курсами общей химии и биохимии
Предмет: Молекулярная биология и медицинская генетика,
Основы медицинской паразитологии,
Методы исследования наследственных болезней.
Должность: заведующий кафедры
Почта: Alua2002@yandex.kz
Подробнее